После успешного боя в лагере победителей проводилось подведение итогов и награждение отличившихся. Эта процедура называлась ронко косё (пер. "обсудить заслуги и раздать награды") и имела огромное значение для воинской карьеры - представить результаты своей доблести было не менее важно, чем уметь хорошо драться. В ходе ронко косё определялся личный вклад каждого командира и назначалось вознаграждение, поэтому к ней готовились заранее. Важнейшим моментом было представление доказательств своих действий - их получали от бывших противников, перешедших в лагерь победителей, или от пленных. Большое значение имели вещественные доказательства, и первое место здесь занимали головы поверженных врагов. Головы ранжировали по знатности и специально готовили к публичному освидетельствованию, которое называлось куби дзиккэн. Эта процедура обычно предшествовала ронко косё и служила основанием для признания заслуг в данном конкретном сражении. Вообще-то она проводилась в практических целях, но поскольку была связана со смертью, то со временем приобрела ритуально-обрядовый характер и стала выполняться по строго установленным правилам. Главным из них считалось уважительное отношение к смерти вообще и к побежденному сопернику в частности. Добытые в бою головы следовало представлять в достойном виде, поэтому женщины и дети обмывали с них кровь и грязь, причёсывали волосы, собирали их в пучок и перевязывали лентой. На лицо убитого наносили растительную косметику или пудру из толчённого риса. В некоторых кланах головам красили зубы. Тщательность, с которой была обработана и подготовлена голова, демонстрировала достоинство победителя. Многие самураи считали правилом хорошего тона перед боем нанести на лицо косметику и втереть в кожу травяной настой с приятным запахом, чтобы не вызывать неприязни у тех, кто, возможно, будет заниматься их головами. Такая предусмотрительность не считалась слабостью духа и не ассоциировалась с пораженческими настроениями. Интересно отметить, что Токугава Иэясу очень серьезно относился к тому, как будет смотреться отрубленная голова его воина при осмотре противником, поэтому призывал своих вассалов выбривать переднюю часть головы и окуривать волосы благовониями перед сражениями. А.Ф. Прасол "Объединение Японии. Ода Нобунага". С. Тёрнбулл "Армии самураев 1550-1615". Вторую часть напишу завтра. #самураи@zapiskinadosuge